Голуби не только разносили любовные письма, но и служили на подводных лодках. Как-то, проплывая на моторке по Кременчугскому водохранилищу, я увидел удивительную картину. Птицы (издалека показалось — чайки) долго кружились над водной гладью.

— Там что, рыба? — спросил я у приятеля, местного рыбака.

— На этом месте была голубятня.

Присмотревшись, я понял, что над рукотворным морем летают не чайки, а голуби.

Приятель рассказал удивительную историю. В городке Крыловске, ныне затопленном Кременчугским водохранилищем, жил любитель-голубевод Илья Северин. Известен он был по всей Украине как заводчик белоснежных турманов.

В ясные дни птицы уходили в голубое бездонное небо и по несколько часов кружились на высоте, недосягаемой человеческому взору. Случалось, что неожиданно налетевший вихрь уносил пару-тройку голубей за десятки километров, но через несколько дней птицы возвращались домой.

Когда Илья вместе с пернатыми питомцами переселился в Светловодск, а место, где раньше стояла его голубятня, оказалось под волнами Кременчугского водохранилища, голуби не смогли забыть свою родину.

Способность голубей находить свой дом и их замечательные летные качества человек использовал с давних времен. Мореплаватели древнего Египта, возвращаясь из далеких походов, спешили сообщить о своем прибытии с помощью пернатых посланцев. В Средние века голубиная почта была широко распространена в странах Востока. Хороший почтовый голубь стоил там очень дорого.

В Европе и Америке расцвет голубиной почты пришелся на середину XIX в. Вызвано это было, в первую очередь, появлением крупных военных флотов и необходимостью обеспечения согласованного взаимодействия между кораблями. Снабженные голубятнями суда получали достаточно надежную связь с берегом и флагманским кораблем. Значительное количество голубиных станций размещалось тогда на Атлантическом побережье Америки и на островах Средиземного моря.

Одно время плавучими голубятнями снабжала свои коммерческие суда торговая компания из Сан-Франциско. Связано это было с частыми кораблекрушениями у берегов Калифорнии. Пернатый посланец с сообщением о терпящих бедствие моряках за полчаса-час долетал до города. Для приема сигналов о спасении станция голубиного «телеграфа» действовала и на острове Сэйбл, называемом моряками «кладбище кораблей».

К началу Второй мировой в британских вооруженных силах «служили» двести тысяч крылатых связистов. Известен случай, когда с их помощью удалось предотвратить гибель экипажа английской подводной лодки.

Это произошло в 1942 г. Подлодку, испытавшую новую гидроакустическую аппаратуру, атаковал фашистский самолет-торпедоносец. Из строя вышли рулевое управление и система, обеспечивающая аварийное всплытие, и субмарина начала медленно погружаться под воду. Моряки успели передать в эфир координаты бедствия, но лодка, увлекаемая подводным течением, легла на грунт значительно южнее обозначенного. Эскадра, осуществляющая поиск, вернулась на базу ни с чем.

Последней надеждой подводников оказалась пара почтовых голубей. Пернатых, с привязанными к лапкам записками, сообщавшими новые координаты судна, поместили в специальную капсулу и выпустили наружу через торпедный аппарат. Один из посланцев погиб, но голубка долетела до базы, и помощь подоспела вовремя. Крылатой героине в Англии был сооружен памятник — бронзовая птица на мраморном пьедестале.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.