Все эти особенности этологии собаки важны для хозяина, чтобы разобраться, как себя вести, чтобы быть для щенка понятным и общаться с ним на его «языке». Конечно, не нужно по-собачьи лаять и принимать угрожающие позы, но как сделать так, чтобы щенок понимал, что вы от него хотите, и спешил выполнить ваши требования?

Глупо надеяться, что животное будет напрягать свои извилины, чтобы додуматься, почему хозяин делает так, а не иначе. Например, «почему он продолжает наказывать, если я уже полностью сдался и принял позу подчинения животом вверх?». Нет, собака ничего такого не будет думать, она просто поступит, как ей велит инстинкт самосохранения.

Варианты: попытается убежать от наказания как можно дальше, бросится на вас, так как ей некуда отступать, а может, просто «сломается», впадет в истерику, обмочившись от страха, и вы получите не друга, а забитого раба. Вы хотели только наказать собаку, но, совершив ошибку по незнанию особенностей поведения, получили полное разрушение контакта со своим питомцем. Так как человек — «брат старший», а собака — «меньший», ответственность за установление контакта целиком лежит на хозяине. Поэтому давайте разберемся, по каким принципам этот контакт должен строиться.

Первая заповедь для каждого начинающего собаковода — никогда не очеловечивайте свою собаку! Нет, они не хуже нас, а может, и лучше, не в этом дело. Просто они ДРУГИЕ. И живут по своим законам. А наше желание иметь в своем доме животное у себя на службе предполагает, что мы сначала должны принять их правила игры, а уж потом научить правилам нашим.

Считается, что собака не способна логически мыслить. У нее иной, ассоциативный тип мышления — одно действие она связывает с другим, а потом и с третьим. Эти действия — например, преодоление барьера, взятие аппортировочного предмета, возвращение к хозяину и получение за это поощрения — при дрессировке поочередно связывают между собой: сначала аппортировка, затем аппортировка с барьером.

Однако, собака является животным с высоким интеллектом, она способна к обобщениям и обладает элементами рассудочной деятельности. В быту, живя каждый день с людьми, собаками и другими животными, пес постоянно чему-то учится, развивается «духовно» и может удивлять вас самыми невероятными поступками. Так, один из наших ротвейлеров, которого закрыли в саду одного, долго пытался открыть калитку. Уж он и копал под нее и пробовал ее расшатать. Затем он заметил веревку, на которую эта калитка была закрыта, и перегрыз ее. Вот вам и свобода! Другая собака путем проб и ошибок научилась открывать крючок.

В науке это явление названо смещенной активностью. То есть собака сначала применяла «прямую» активность, направленную на открывание двери, как если бы эта дверь была не закрыта, — толкала ее мордой, а потом била в нее лапами. Но дверь оказалась запертой и на прямую активность не поддавалась. И тогда в ход пошла активность смещенная. Попробовали копать, шатать, ударить посильнее, затем поцарапать крючок или перегрызть веревку. Последнее принесло плоды. Очевидно, если бы собака логически мыслила, она бы села, посмотрела, подумала и справилась бы с задачей намного быстрее и легче. Но тогда бы она была такая же расчетливая, как человек, и служить нам не стала бы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.